Мобильный обман, или как не попасть на уловки аферистов

Люди и события

Мобильные телефоны и сеть Интернет, призванные облегчить жизнь людей,  становятся орудием обмана в руках мошенников

Практически каждый день в полицию поступают обращения от обманутых граждан. Что заставляет людей отдавать свои накопления аферистам и как оградить доверчивых граждан от действий преступников? Об этом наш разговор с заместителем начальника отдела Управления уголовного розыска УМВД России по Архангельской области Иваном Шошиным.

– Иван Валентинович, о проблеме телефонных мошенничеств говорят не первый год. Насколько они актуальны сегодня?

– Статистика говорит сама за себя. Примерно 60 процентов от общего числа зарегистрированных в 2016 году мошенничеств – это преступления, совершенные с использованием средств мобильной связи и интернет-ресурсов. Как правило, аферисты используют стандартные психологические уловки, завлекают обещаниями. Их главная цель – под различными предлогами склонить человека к переводу денег (на банковские счета либо на мобильный телефон) или узнать данные банковских карт, открывающие доступ к дистанционному управлению денежными средствами.

– Долгое время самыми распространенными уловками были сообщения о том, что родственник попал в ДТП и ему нужна помощь, сообщения о выигрыше, за который нужно перечислить налог. Сейчас предлоги изменились?

– И сегодня граждане верят таким сообщениям. К ним можно добавить информацию о якобы ошибочном денежном переводе, который необходимо вернуть. Подобного рода звонки поступают зачастую от лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. В 2016 году нами раскрыто несколько серий таких мошенничеств.

В одном случае 27-летний «ловкач» звонил из колонии, набирая номера «на удачу», и рассказывал людям о том, что в результате ДТП их родственник якобы оказался виновным в причинении вреда здоровью другим участникам аварии. Чтобы освободить близкого человека от уголовной ответственности, предлагал заплатить, причем срочно. В настоящее время собираются доказательства его противоправной деятельности.

Предлогов множество, перечислить все невозможно. Чтобы войти в доверие к людям, мошенники представляются  сотрудниками силовых структур, банков, операторов связи, государственных организаций.

К примеру, 2 декабря 2016 года в Исакогорке пенсионерка перечислила мошенникам 230 тысяч рублей. Они звонили ей, представляясь сотрудниками Пенсионного фонда, и обещали прибавку к пенсии.

– А что касается обещаний выплаты компенсаций за лекарства – на такие уловки северяне тоже попадают?

– Подобные звонки поступают в основном из московского региона. Пожилым людям рассказывают, что за купленные ими дорогостоящие лекарства положена компенсация, но, для того чтобы ее получить, необходимо перевести определенную сумму денег. Парадоксально, но пенсионеры верят аферистам на слово, без каких-либо документов и справок перечисляют огромные суммы. Причем нередко повторно попадают на одну и ту же приманку. Хотя выход, казалось бы, прост: спросите у родственников, соседей, в поликлинике – а существуют ли подобные компенсации и нужно ли переводить за их получение баснословные «залоги»? Конечно же, нет.

– Насколько активно мошенники используют Интернет?

– Сегодня эта проблема очень актуальна. В 2016 году количество преступлений,  совершенных с использованием интернет-ресурсов, увеличилось почти в полтора раза, если сравнивать с 2015 годом. На различных сайтах, иногда специально созданных интернет-магазинах и других ресурсах размещаются объявления о продаже имущества, сдаче в аренду жилья, об оказании различного рода услуг. Также злоумышленники создают сайты-дублеры известных компаний. Мошенники склоняют граждан к интернет-переписке или телефонному разговору с дальнейшим переводом денег на банковскую карту или мобильный телефон, после чего пропадают. В  2016 году в нашем регионе зарегистрировано около 500 подобных мошенничеств.

Злоумышленники, как правило, действуют по всей стране, зачастую звонят из других регионов, в этом заключается особенность данного вида преступлений.

Вторая особенность: в основном такие преступления – не тяжкие. К примеру, за подбор жилья для съема мошенники могут попросить перечислить залог в сумме 3-5 тысяч рублей, чтобы человек сразу не заподозрил обман. Казалось бы, не так и много, но в масштабах страны, когда на приманку аферистов попадают сотни граждан из разных регионов, накапливается значительная сумма. И здесь сотрудникам полиции важно получить информацию от большего количества обманутых граждан, чтобы была возможность доказать системность и массовость действий мошенников… Как правило, они не ограничиваются одним-двумя звонками. Приведу лишь несколько примеров.

В 2016 году направлено в суд уголовное дело по 52 эпизодам преступной деятельности –  злоумышленник на одном из популярных интернет-сайтов размещал объявления о сдаче квартир в наем, вынуждал людей переводить на банковский счет предоплату, которую присваивал.

Еще 12 жителей нашего региона стали жертвами обмана двух мужчин, которые публиковали на одном из сайтов информацию о продаже мобильных телефонов известных брендов по ценам, значительно ниже рыночных. С клиентов брали стопроцентную предоплату. Получив деньги, сообщали о возникнувших проблемах с доставкой товара и предлагали вернуть предоплату. Для этого просили граждан сообщить номер банковской карты и смс-код, узнав которые снимали деньги с банковских счетов потерпевших, обманывая их повторно.

Аналогичную схему использовала жительница Котласского района. Она размещала в социальной сети объявления о продаже вещей, склоняла потенциальных покупателей к переводу денег в качестве предоплаты за поставку товара. Деньги присваивала. Уже доказано 30 эпизодов ее преступной деятельности.

В Северодвинске «ловкач» похищал деньги, которые получал от доверчивых граждан в качестве предоплаты за продажу запчастей к автомобилям. В данном уголовном деле 20 потерпевших.

Нужно сказать и о мошенничествах с использованием услуги «мобильный банк», когда злоумышленники любым способом пытаются узнать у потенциальной жертвы реквизиты банковской карты с смс-кодами, чтобы снять со счета деньги.

– Специфика таких преступлений говорит и о сложности их раскрытия. Возможно ли найти мошенников, если их действия не привязаны даже к конкретному региону?

– Определенные сложности в раскрытии таких преступлений есть – этого нельзя отрицать. Однако они раскрываются, разве что на это уходит больше времени. Сейчас по всей стране создаются специализированные подразделения в структуре Управления уголовного розыска (в том числе и в нашем регионе), основное направление работы которых – организация раскрытия данного рода преступлений. Налаживается взаимодействие с коллегами. Уже сегодня мы активно сотрудничаем с Вологодской, Кировской, Кемеровской областями, Республикой Коми.

Бывают случаи, когда преступников задерживают спустя продолжительный период времени. К примеру, в апреле 2016 года в Москве наши коллеги задержали аферистку. Ее подозревали в совершении более пяти тысяч эпизодов мошеннических действий. Девушка звонила пенсионерам по всей стране. Один из потерпевших живет в Соломбальском округе Архангельска – 75-летний мужчина в мае 2014 года перевел мошеннице более 700 тысяч рублей под предлогом получения компенсации за лекарства. Когда понял, что его обманули, обратился к нам с заявлением. А в декабре 2015 года он вновь попался на ту же приманку и перечислил еще 350 тысяч. Преступница была арестована спустя два года.

– Нужно ли обращаться в полицию человеку, если его пытались обмануть, но он не поддался на уловки, сумел вовремя распознать обман?

– Конечно, обращаться в полицию в таком случае нужно. Эта информация анализируется, и в конечном итоге она может помочь в раскрытии других преступлений и сборе доказательств противоправной деятельности. Необходимо понимать, что человек, который уже решился на обман, не остановится. В данном случае он не довел свой преступный замысел до конца, но, скорее всего, он будет искать более доверчивых граждан. И как показывает практика, остановить его может только уголовная ответственность.

– Как не стать жертвой мошенников?

– Универсальных способов нет. Могу посоветовать только одно: критично относиться к поступающей информации и не бояться спросить совета у близких людей или знакомых. Особенно внимательными нужно быть родственникам и знакомым пожилых людей: если заметили странности в поведении, постарайтесь спокойно выяснить, что произошло, зачем им срочно понадобились деньги, с какой целью они снимают свои сбережения с банковских счетов. Если вам поступил «тревожный», сомнительный звонок, перезвоните своим близким, родственникам, посоветуйтесь с соседями. Если уже вступили в диалог, задавайте конкретные уточняющие вопросы – они могут отпугнуть злоумышленников.

Что касается информации в Интернете, то нужно читать отзывы о фирме или частном предпринимателе, услугами которых вы решили воспользоваться. Если речь идет о мошенничестве, то наверняка кто-то уже попадался на эту удочку. Проверяйте информацию, не перечисляйте деньги неизвестным людям.

Если все-таки случилась беда, обязательно обратитесь в полицию. Постарайтесь сохранить переписку со злоумышленником, скриншоты со снимками интернет-страниц, на которых были размещены объявления, сведения о звонивших, телефонные номера,  запоминайте манеру разговора, особенности речи. Любая информация может помочь в раскрытии преступления.

Вера ИВАНОВА, пресс-служба УМВД России по Архангельской области, Фото: пресс-служба УМВД по Архангельской области