Две группы нашего Центра развития ребенка – детсада «Творчество» обучаются по образовательной программе «Открытия». В основе методики лежит адаптированная под условия наших детских садов американская программа «Step by step». Уникальность «Открытия» в том, что программа предполагает индивидуальный подход к ребенку, позволяет учитывать особенности развития, способности, интересы и потребности детей. Сейчас по программе обучается уже второе поколение воспитанников.
Вся работа строится на проектах, в ходе которых изучаются различные стороны жизни и природные явления. Учебный год начинается обычно с проекта «Безопасность в окружающей жизни», идеи следующих выдвигают сами дети, сперва проговаривают, что знают по заданной теме, что хотели бы узнать и где могут получить знания, ставят цели. Тематика разнообразна: профессии, птицы, космос, животные, бабочки, спорт и многое другое.
Работа по проекту начинается с утреннего сбора детей. Для этого отведено специальное место, где ребята садятся в кружок на подушечки. Там они учатся работать с календарем, планировать свой день, участвуют в игре по теме проекта. После дети расходятся в «центры активности».
Вся группа поделена на восемь центров: литература и драматизация, математика, наука, искусство, конструирование, центр игры, движения, воды и песка. Зонирование позволяет ребятам работать в малых группах по пять-восемь человек, а на помощь воспитателю ежедневно приходят родители. Каждый день открывают работу четыре-пять центров.
Например, в центре «Искусство» у педагога есть возможность дать детям одновременно больше материалов, один малыш работает с карандашами, другой – с фломастерами, а третий – с красками. В малой группе легче применять и нетрадиционные материалы. Ребенок проявляет себя в творчестве, выражает свое мнение, стимулирует себя к деятельности и, увидев, что делают другие ребята, стремится в следующий раз попасть в интересный ему центр.
Для того чтобы овладеть определенными навыками, детям требуется различное время, это обязательно учитывается. Задача педагога – отследить динамику развития каждого воспитанника, помочь индивидуально.
Один проект может длиться от двух недель до месяца, в завершение проходит экскурсия или викторина, тематический праздник.
Огромную помощь в организации развивающей среды оказывают родители и администрация детского сада. Мамы и папы – непосредственные участники процесса, они имеют право прийти в группу, открыть центр. Тем самым они больше времени уделяют ребенку, овладевают навыками и приемами работы, наблюдают детей во взаимодействии со сверстниками.