Предпринимателей освободили от антимонопольного контроля
Государство делает шаг навстречу представителям малого бизнеса. Им больше не грозит присвоение статуса монополиста на занимаемых рынках, соответственно, их действия не будут рассматриваться на предмет нарушения конкуренции.
Это связано с вступлением в силу в июле 2016 года ряда законодательных изменений, о которых рассказали на пресс-конференции уполномоченный при губернаторе по правам предпринимателей Николай Евменов и руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области Денис Бугаев.
Существенные изменения коснулись статьи 10 закона «О защите конкуренции», запрещающей зло-употребление доминирующим положением на рынке.
– Раньше если было выявлено нарушение и установлен факт доминирования – либо выдавалось предписание об устранении либо возбуждалось дело вплоть до применения штрафных санкций. И неважно, большая это компания или нет, ответственность распространялась на всех, – пояснил Денис Бугаев. – Теперь все иначе. Субъект малого бизнеса, доход которого за прошедший год составляет менее 400 миллионов рублей, не может признаваться монополистом при условии, что он не является финансовой организацией, естественной монополией, компанией с государственным или муниципальным участием. Соответственно, привлекать его к ответственности нельзя.
Аналогичная ситуация и со статьей 11 того же закона, пресекающей так называемые ценовые сговоры. Она не разрешает тем, кто работает на одном товарном рынке, договариваться между собой об установлении и поддержании цен, тарифов, об отказе от заключения договоров с определенными продавцами, покупателями и заказчиками. К представителям малого бизнеса эта норма теперь не относится.
Малый бизнес получил иммунитет и в сфере торговли: на него теперь, например, не распространяется действие статьи 14. Эта статья говорит о том, что если на определенном рынке торговая сеть занимает больше 25 процентов, она не вправе расширяться дальше – брать в аренду или покупать дополнительные площади.
Законодательные изменения позволили найти долгожданный баланс интересов, считает бизнес-омбудсмен Николай Евменов. Произошло это прежде всего благодаря тому, что на смену карательному подходу пришел упреждающий.
– Введение новой статьи 4.1.1 в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает возможность замены для субъектов малого бизнеса административного наказания в виде штрафа предупреждением, – рассказал
Николай Евменов. – Если предприниматель ошибся впервые, когда к нему пришли контрольные органы с плановой или внеплановой проверкой и нашли какое-то нарушение, то его штрафовать не будут. Мы долгие годы ждали принятия такого решения, поскольку штрафы немалые и объем документов при любой проверке очень большой.
Антимонопольные органы на проведение внеплановой проверки теперь должны будут получить санкцию прокуратуры. Это обстоятельство также призвано улучшить предпринимательский климат.
Бизнес опасается не столько экономического риска, сколько административного, отметил бизнес-омбудсмен. По его словам, сегодня количество плановых проверок снизилось исходя из моратория на контрольные действия власти, зато внеплановых – по заявлениям третьих лиц – стало больше в разы.
– Мы выступили с инициативой ограничить внеплановые проверки, – рассказал Николай Евменов. – Если предприятие прошло плановый контроль, у него есть акт об отсутствии претензий, то обращения и жалобы любого третьего лица – гражданина, организации не должно становиться основанием для очередной проверки в течение какого-то времени. Мы говорим о том, что в законе должна появиться презумпция добросовестности бизнеса. Подобные проверки и жалобы часто носят заказной характер, являясь проявлением недобросовестной конкуренции.
В подтверждение вышесказанного – статистика. В 2015 году Федеральная антимонопольная служба России провела 6070 проверок, из них 5514 были внеплановыми – то есть более 90 процентов. Нарушения были выявлены только в 3069 случаях.
Важный вопрос: как при этом будет защищен потребитель, не ударят ли по нему новые «правила игры»? Николай Евменов и Денис Бугаев уверяют, что этого не произойдет. Остаются другие контролирующие органы. Малый бизнес освобождается только от антимонопольного контроля, где большие штрафы, которые могут бизнес погубить.