В честь 25-летия архангельского органа его создатели раскрыли секреты своего мастерства
– Здесь очень много регистров, и каждый звучит совершенно по-разному. Можно не только на одном играть, но и смешивать их – тогда окраска звука будет совсем другая, – органный мастер из Германии Матиас Шуке объясняет, почему орган называют «королем инструментов».
– Чтобы получить новый оттенок, художник экспериментирует с красками. Если он смешивает красный и зеленый, получается коричневый. Вот так же примерно поступает и исполнитель. А еще каждый регистр можно сравнивать с отдельным инструментом в оркестре, – говорит он.
Матиас Шуке – директор немецкой органостроительной фирмы «Александр Шуке оргельбау», 25 лет назад вместе с коллегами он строил инструмент в нашей филармонии. Свой нынешний приезд в Архангельск он и менеджер фирмы Винцент Шапер приурочили к юбилейному фестивалю «Похвала органу». Работая над настройкой органа, они оба периодически садятся за инструмент, и в зале раздаются завораживающие звуки. «Каждый органный мастер должен владеть инструментом, хотя мы никогда не назовем себя органистами», – делятся гости.
История появления в Кирхе органа уходит в 1985 год, когда директор филармонии Владимир Слесарев пригласил в столицу Поморья представителей органостроительной фирмы «Александр Шуке» из Германии. Мастеров впечатлил зал Кирхи, они отметили его уникальность и акустику и дали рекомендации по диспозиции органа. После чего началось строительство. Предстояло изготовить 75 тысяч отдельных деталей для корпуса, 1842 органные трубы… Орган прибыл из Гамбурга в Архангельск 7 мая 1991 года на теплоходе «Капитан Пономарев» в трех 20-футовых контейнерах (вес инструмента – восемь тонн), а 21 июля в Кирхе состоялся первый органный концерт.
– Это не первый орган, ведь раньше здесь располагалась лютеранская церковь, – рассказывает художественный руководитель Поморской филармонии Лариса Спиранова. – Здесь был орган, построенный до революции и «погибший» в годы Великой Отечественной
войны, восстановить его не удалось. Поэтому появление нового «короля инструментов» стало большим событием.
Матиас Шуке хорошо помнит тот период, когда орган был в стадии создания, и называет его необыкновенным.
– Это было историческое время для России и для Германской Демократической Республики. Россия переживала новый исторический этап, ГДР объединилась с ФРГ. Меня тогда впечатлило то, насколько тонкими и добропорядочными были взаимоотношения на фоне строительства органа, несмотря на тяжелое для обоих государств время, – делится он. – Инструмент был практически построен в ГДР, но потом произошло введение единой валюты, и для России это стало большой проблемой. Когда я приехал сюда первый раз, не знал, что меня ждет, не знал, что делать дальше с этим почти готовым органом. Несколько дней мы провели в переговорах. И за это время возникло удивительное чувство доверия друг к другу. Взаимоотношения с Владимиром Слесаревым, с другими людьми, которые были задействованы в процессе, переросли в дружбу. Надеюсь, что возникшие много лет назад отношения будут сохранены новым поколением руководства нашей фирмы. Я очень рад тому, что исполнители, в том числе весьма знаменитые люди, говорят, что наш инструмент позволяет музыканту хорошо себя выразить.
Матиас Шуке признается, что любит приезжать в Архангельск.
– Никогда не забуду 15-летие органа и концерт латвийского органиста Атиса Степиньша, который сотворил нечто необыкновенное. Я сидел в зале и думал: какую же такую регистровку он делает на моем органе? – говорит он.
Впрочем, визиты немецких мастеров случаются не только по праздничным поводам. Раз в два года специалисты фирмы приезжают в Поморскую филармонию для обслуживания органа – приводят в норму все его «составляющие», настраивают.
– Без этого 25 лет инструмент не продержался бы, – поясняет Матиас Шуке. – Мы рады, что в Архангельске нашелся хороший и внимательный настройщик. Он тщательно готовит инструмент к концертам. А теперь у него появился ученик – молодой человек, который произвел на нас очень хорошее впечатление. Он принимает участие в процессе, смотрит, как работаем мы. Замечательно, что здесь появляется новое поколение людей, которые будут заниматься органом.
Орган – это всегда продукт поколений. Фирма занимается обслуживанием 180 органов, и самый старый из них – 1898 года – сделал дедушка Матиаса Шуке. Кто знает, может, через годы и наш архангельский орган будут навещать потомки Матиаса, ведь династия продолжается: его младший сын сдал экзамен и теперь он тоже органный мастер.
В России фирма «Александр Шуке оргельбау» работает с 1959 года, за это время было построено 14 органов. Но наш архангельский для менеджера фирмы Винцента Шапера стал особым.
– 25 лет назад я принимал участие в монтаже органа, это было мое первое путешествие в Россию, и тогда не мог представить, что спустя четверть века снова приеду сюда, – рассказывает Винцент. – Моя первая работа как органного мастера притягивает по-особому. Для меня важно, что здесь какой-то уникальный контакт с людьми, и это помогает в нашем сотрудничестве. А еще, когда по роду деятельности приходится говорить с клиентами фирмы, часто привожу в пример ваш инструмент – что в необычных погодных условиях, необычном климате стоит орган, о котором есть масса положительных отзывов.
Кстати, архангельский орган является самым северным. И он абсолютно уникален благодаря тому, что специалисты фирмы «Александр Шуке» сделали его с элементами северной резьбы, элементами национальной, характерной именно для Поморья культуры.
– Когда мы в очередной раз приехали в Архангельск, нас стали знакомить с культурой Севера. Мы были поражены резьбой по дереву и поняли, что надо использовать ее в украшении органа. Вы видите, как много перекликается с северной архитектурой, особенно две розетки, навеянные щепными птицами счастья. Мы решили, что птица счастья обязательно должна быть на фасаде органа, – рассказывает Матиас Шуке.
25 лет для органа – это совсем не возраст (если за инструментом хорошо следить, он может служить 500–600 лет, уверяют мастера). Тем не менее уже сейчас можно совершенно уверенно говорить о том, что судьба органа сложилась счастливо – его ценят музыканты, любят зрители. Когда в Кирхе проходят органные концерты, в зале нет свободных мест.