Американский футбол – это не так просто, как кажется

Культура, Спорт

Заслуженный тренер России Василий Добряков провел сборы с архангельскими юниорами из команды «Лесорубы» 

Василий Добряков – человек, посвятивший более 20 лет работе со сборной России по американскому футболу. За это время команда добилась серьезных успехов, в 2002 году, во многом благодаря наставничеству Добрякова, наша сборная стала чемпионом Европы в этом виде спорта.

Заслуженный тренер России впервые посетил Архангельск. Целую неделю юниоры нашего города тренировались под его руководством. Мы не могли упустить возможность пообщаться с ним.

– Василий Евгеньевич, когда и как произошло ваше знакомство с американским футболом?555-21.JPG

– В 1992 году одноклассник рассказал, что есть такой спорт – американский футбол, есть такая команда – «Московские медведи», и мы всем классом, по крайней мере мужской половиной, решили попробовать. Изначально команда «Московские медведи» была взрослой, мы – десятиклассники – стали первыми игроками ее юниорского состава.

– А как случилось, что американский футбол из развлечения превратился в профессию?

– В 1995 году стали собирать детскую команду – от десяти лет, появилась организация, которая в последующем стала Детской лигой американского футбола. Тренерами в эту команду набирали молодых ребят. Я хоть и был еще практически подростком, в футболе уже что-то понимал, поэтому меня пригласили. И тут все здорово совпало, мне очень нравилось тренировать ребят, кроме того, это был какой-никакой, но заработок, начались выезды на стажировку в Америку. Все это мотивировало, так я и стал тренером.

– Приходится ли вам в процессе работы преодолевать антиамериканские настроения, негативное отношение со стороны окружающих к этому виду спорта?

– Лично мне – нет, в силу того что я практически не занимаюсь административной работой. Понятно, что командам, которые пытаются взаимодействовать с органами власти, вопрос «Почему именно американский футбол?» задают. Но мне это кажется смешным. Никто из моих знакомых не называет этот вид спорта американским футболом, это просто футбол. Футбол – общее название видов спорта, где ногой бьют по мячу, стараясь загнать его в ворота. А тот футбол, который все знают, я называю «соккер» – это первое название игры. Для меня это просто футбол, а «американский» добавляется для людей, которые не знают, что это такое. С таким же успехом нужно говорить, что хоккей – канадский, соккер – английский, баскетбол – американский. Многие оперируют словом «американский» в каком-то негативном ключе, но для меня это просто название вида спорта. Игра от этого менее классной не становится. Причем с такой проблемой сталкивается вся Европа, во многих странах, например, этот вид спорта называют «гридайрон», лишь бы не называть его американским.

– Насколько я знаю, были намерения включить американский футбол в число олимпийских видов спорта…

– В таком случае с американским футболом произойдет то же, что и с регби. Регби – отличная игра, в которую играют 15 на 15 человек. Но появились люди, которые плохо играют в 15 на 15, у которых нет ресурсов, они создали вид спорта «регби 7», где играют 7 на 7. Как к нему относятся реальные игроки регби? Не думаю, что с восторгом. Если американский футбол на таких же условиях войдет в Олимпиаду, если нас обяжут играть 8 на 8, на мини-поляне, это будет уже не тот футбол, который я люблю. Я буду против, хоть и понимаю, какие перспективы откроются, если американский футбол в любом виде включат в олимпийскую программу.

– Как человек спорта, что вы думаете по поводу отстранения наших спортсменов от Олимпиады в Рио-де-Жанейро?

– Всемирное антидопинговое агентство (ВАД) проверяет кровь спорт-сменов на какое-то одно запрещенное вещество, потом появляются новые технологии, они берут старые пробы и проверяют по новым технологиям. Но я считаю, что это должно быть проблемой не спортсменов, а ВАДа. Раз они тогда не смогли обнаружить запрещенные вещества, то не нужно трогать спортсменов сейчас.

– Больше 20 лет вы тренировали мужскую сборную нашей страны, добились определенных успехов, но совсем недавно покинули пост главного тренера. Чем занимаетесь теперь?

– Сейчас я на постоянной основе консультирую одну из команд Лиги американского футбола – ярославский «Рэбелс», помогаю в национальной сборной мужской, кроме того, я координатор нападения в женской сборной. Поскольку я действительно считаю, что американский футбол нужно развивать не в конкретном месте, а везде, если у меня есть возможность куда-то выехать с мастер-классом, семинаром, если есть возможность принять участие в таких встречах, как здесь, в Архангельске, конечно, всегда с удовольствием готов в этом участвовать. Мне хочется, чтобы общий уровень американского футбола в нашей стране рос, появлялись энтузиасты. Очень хочу, чтобы люди понимали, что американский футбол – это не так просто, как кажется, хочу показать, насколько он может быть разным.

– Раз уж зашла речь об Архангельске, как вам наши ребята – команда «Лесорубы»?

– У нас необычный формат встречи, я провел в Архангельске целую неделю, мы смогли тренироваться спокойно, планомерно. Объем тренировок был большой, за это время можно добиться какого-то результата. Но не я добьюсь его, а команда, если будет продолжать тренироваться в том ключе, в котором мы с ними работали всю неделю. Если они будут стараться, если будет желание, то хоть в Москве, хоть в Ярославле, хоть в Архангельске – шансы на успех будут. Я хочу, чтобы в Архангельске появилась база, которая помимо регионального центра объединит команды области, чтобы проходили городские соревнования. Сейчас это сделать сложно, потому что для соревнований нужны как минимум две команды. В Архангельске пока одна. Как только Архангельск станет заметной вершиной, начнут появляться команды в регионе и будет подпитка взрослой команды из детских, тогда можно думать о том, чтобы играть в чемпионате России.