Идеальный порядок начинается с себя – в этом уверен новый начальник областного УФСИН
Алан Купеев в марте этого года был официально назначен на должность начальника УФСИН России по Архангельской области. Как его принял наш Север и какие изменения внес товарищ полковник в уголовно-исполнительную систему региона – об этом наш разговор.
– Алан Борисович, в первую очередь хотелось бы отметить, что все учреждения УФСИН как в Архангельске, так и по региону отличает идеальная чистота на территории. В конкурсе «Наш город нам дорог» среди предприятий столицы Поморья 7-я колония стала победителем. Я уж не говорю о благоустройстве и внешнем виде здания управления на Троицком. Вы во всем любите идеальный порядок?
– Если честно, люблю. Для меня важно, чтобы все было на своих местах, – это касается как частностей, так и в целом по жизни. Считаю, что для любого человека нормальным является желание что-то изменить вокруг себя к лучшему. Если вы заметили, мы и на субботники всегда самые первые весной выходим, и в течение всего года за своей территорией следим. Я так делал, когда работал и в Осетии, и в Перми. Мы же живем в этом городе, регионе. И если не будем сами, своими руками наводить порядок, ничего хорошего не получится. Я здесь порой слышу, как горожане жалуются, что Архангельск – грязный город. Но что конкретно сделал ты сам, чтобы твоя улица, двор или дом стали чистыми? Не может губернатор или глава города убрать лично весь мусор, навести везде чистоту и идеальный порядок. Каждый из нас для этого должен сам чуть-чуть сделать. Тогда нам самим будет здесь приятно жить.
– А вас лично Архангельск как принял? Как вам, выходцу из Северной Осетии, работается и живется в северном климате?
– Я 19 лет отработал в Перми, примерно в таких же климатических условиях. А что касается разницы менталитета северных и южных людей, безусловно, она присутствует. В Осетии в целом взаимоотношения между людьми более, я бы сказал, родственные, дружеские. У нас все соседи общаются между собой: если свадьба – для всего дома праздник, если горе у людей – все поддержат. А в Архангельске люди все же немного зажаты. Мне, например, непонятно: как можно жить в одном доме и не знать своих соседей, не здороваться друг с другом. В целом северяне более спокойные, замкнутые в себе, так, наверное, исторически сложилось.
– Вы здесь де-факто начали работу с июля прошлого года. Пришлось менять что-то кардинально? Имею в виду, поговорка про новую метлу – это про вас?
– Скажем так: архангельский УФСИН всегда был на неплохом счету, поэтому кардинально что-то ломать не было необходимости. Небольшие коррективы, да, вносил, когда нужно было исправить некоторые моменты. И если сейчас есть какие-то улучшения, значит, мы действовали правильно. В рейтинговых показателях по России по сравнению с прошлым годом поднялись серьезно. По воспитательной колонии мы вторые по стране, а по учреждениям мы поднялись на девять позиций. Напомню, это общероссийский рейтинг ФСИН.
– Какова сегодня общая ситуация по уголовно-исполнительной системе в области?
– В нашем управлении 21 подразделение, есть учреждения общего, строгого и особого режима, колонии-поселения, четыре следственных изолятора, воспитательная колония, областная больница и лечебное учреждение для больных туберкулезом. В этих подразделениях на сегодняшний день содержится почти десять тысяч осужденных. Оперативная обстановка у нас стабильная, производственные показатели по сравнению с прошлым годом улучшились. В целом к работе коллектива претензий нет.
За год мы смогли в нескольких подразделениях улучшить условия как для работы сотрудников, так и для содержания осужденных. Здесь вот на что хотел бы обратить внимание: почему-то, когда идет речь о колониях, все, в том числе и правозащитники, смотрят на то, как содержатся осужденные. А ведь там есть еще и персонал, сотрудники – и они в первую очередь должны быть обеспечены достойными условиями для работы. А у нас есть здания, построенные еще в 50-х годах прошлого века. Тем не менее там тоже наводим порядок, хотя приходится вкладывать немалые силы и средства. За последние три года только на текущие и капитальные ремонты потратили более 160 миллионов рублей – это немалые суммы. Причем более 26 миллионов – самостоятельно заработанные средства, то есть от собственной производственной деятельности.
– Алан Борисович, сегодня по стране непростая экономическая ситуация. Помню, вы про 7-ю колонию в Архангельске сказали, что она полностью автономна – случись завтра какой-то катаклизм – себя и прокормит, и обеспечит. Там большое подсобное хозяйство, даже хлеб сами делают…
– У нас в каждом подразделении есть подсобное хозяйство, причем в некоторых они весьма большие. Кто-то свиней держит, кто-то птицу разводит, овощи выращивают. В ряде колоний функционируют круглогодичные теплицы. Это помогает и самим денег заработать, и рацион осужденных разнообразить, да и сотрудникам своим продаем по себестоимости свежую сельхозпродукцию. Что дает возможность при не очень высокой зарплате сотрудников поддержать их.
– Кстати о сотрудниках. Есть проблема с кадрами?
– Года полтора-два назад, пока экономика была более устойчива, зарплата повысилась и число желающих работать у нас сразу возросло. Сейчас хотелось бы, конечно, чтобы зарплаты были по-больше. В Архангельске вопрос с кадровым обеспечением остро не стоит, а вот в отдаленных подразделениях есть проблемы. Ведь требования к персоналу предъявляются строгие, отбор жесткий – здесь мало физически быть здоровым, сотрудник должен быть морально готов к работе, психологически устойчив, иметь соответствующее образование. Воспитателями стараемся брать людей с педагогическим или психологическим образованием, чтобы умели найти подход к «контингенту».
– Сейчас много говорится о социализации осужденных, об их исправлении. Насколько вообще, на ваш взгляд, реально исправить человека, попавшего за решетку?
– К нам попадают разные люди. Большинство из них все же не профессиональные преступники – просто жизненная ситуация подвела к этому. И вопрос возвращения человека в социум, исправления во многом зависит от него самого – хочет он этого или нет. Мы начинаем с заключенными работать с первого дня поступления. Изучается личность человека, степень так называемой психологической запущенности, психологи дают свои рекомендации, и на научной основе начинается ежедневная кропотливая работа. Главное, что нужно понимать: они все люди и относиться к каждому нужно как к человеку, не умаляя его достоинства.
– А на ваш взгляд, не надо ужесточать наказание? Не слишком сегодня гуманно наше правосудие?
– Если посмотреть труды старых юристов, никогда ужесточение наказания не приводило к улучшению криминогенной обстановки. Другой вопрос – наказание должно быть дифференцированным и, главное, должна быть неотвратимость наказания – это основной принцип правосудия.
– Вы ведь давно в этой системе. Как удается не зачерстветь душой и в каждом преступнике видеть человека?
– Действительно, скоро уже 30 лет будет, как работаю в уголовно-исполнительной системе. Не надо абсолютно всех осужденных причислять к кассе пропащих – если человек однажды оступился, он должен иметь право, отсидев срок и выйдя на свободу, стать достойным членом общества. А вот если он не хочет жить по правилам – это другое дело, как я уже говорил, наказание должно быть неотвратимым.
Знаете, по ту сторону решетки тоже работают общечеловеческие принципы: надо всегда относиться к другому человеку так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Понятие слова здесь незыблемо: если обещал, то сделай или не обещай вообще. Поэтому в нашей профессии очень важно следовать этим принципам.
– Алан Борисович, расскажите о себе, своих увлечениях. Семью привезли в Архангельск?
– Да, сейчас они со мной, кроме старшего сына, он учится в Москве в Высшей школе экономики. У меня трое детей, еще дочь-школьница и младший сын, ему пять лет, в садик здесь пошел.
– Хватает времени на них?
– Каюсь, как дети всех людей в погонах, они обделены вниманием отца. Я же могу на работе быть от «доброго утра» до «спокойной ночи». В Осетии все же рядом были родственники, поэтому сейчас стараюсь почаще бывать рядом с семьей.
Что касается увлечений, было бы времени побольше – проводил бы его с детьми. А так спорт люблю, в зал стараюсь ходить регулярно, в футбол с коллегами играть, каждое утро – обязательно зарядка. Я занимался многими видами спорта, силовыми единоборствами в том числе, поэтому всячески поощряю занятия спортом нашими сотрудниками. Я вообще сторонник здорового образа жизни…
Софья ЦАРЕВА, фото: Кирилл Иодас