Андрей Кончаловский показал горожанам свой новый фильм
Осенью знаменитый режиссер за картину «Рай» был удостоен «Серебряного льва» на Венецианском кинофестивале, где состоялась мировая премьера фильма. А первыми в России черно-белую ленту о судьбах трех разных людей во время Второй мировой войны увидели архангелогородцы. Андрей Кончаловский лично представил ее публике.
Кино не для попкорна
Показ прошел в кинотеатре «Русь» и стал неким завершающим аккордом Года кино в Архангельске. Хотя встречи со знаменитыми актерами и режиссерами в будущем году будут продолжаться. ОРганизаторы показа – региональное министерство культуры, КРАО, проект “Кино в театре” и Архангельский молодежный театр.
К журналистам Андрей Кончаловский вышел вместе с губернатором региона Игорем Орловым – так же, как было еще совсем недавно на премьере другого фильма-лауреата Венеции «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Эту картину мэтр, как известно, снимал в Кенозерье при поддержке властей. С тех пор, как признался режиссер, его связывают теплые дружеские отношения с главой Архангельской области, а людей, с которыми он здесь работал, он называет «родными». К слову, Алексей Тряпицын тоже приехал на премьеру «Рая» в Архангельск.
– Андрей Сергеевич – философ, человек, который рассуждает об этой жизни не с точки зрения ее сиюминутного потребления, а гораздо глубже. Для меня как для губернатора, который вынужден много заниматься прикладными вещами, иногда притормозить, сесть вечером за хорошим напитком и услышать рассуждения о жизни высокого уровня очень полезно. Я особо ценю наши с Андреем Сергеевичем отношения, наши встречи, – признался журналистам Игорь Орлов.
В свою очередь Андрей Кончаловский заметил, что губернатор творчески относится к своей работе. Говоря о режиссерской, авторской философии, он несколько раз подчеркивал, что его кино необходимо смотреть без попкорна. Кстати, на то же напирал и предыдущий именитый гость проекта «Кино в театре» Павел Лунгин.
– Я делаю картины для зрителей, которые не жуют во время просмотра. Меня расстраивает понятие «аудитории, которую нужно охватить», потому что это, скорее, связано с маркетингом и производством продукта. Если бы спросили у Толстого «Какую аудиторию вы хотите охватить «Войной и миром», он бы очень рассердился. Я не думаю, что надо кого-то охватывать. Это неблагодарное занятие. Произведение искусства не бывает продуктом, это искренняя попытка что-то понять. И если эта попытка неудачна, она не менее заслуживает уважения, чем удачная. Главное от художника – искреннее намерение понять суть человеческой жизни. Я ни в коем случае не против попкорна. Есть хорошие веселые картины, дети их должны смотреть, развлекаться. Американское кино, например, мультфильмы или блокбастеры – это все совсем не плохо. Просто это не искусство, а развлечение. Искусство не только возбуждает, но и заставляет зрителя подумать, помолчать. И пауза молчания после какого-то произведения, будь то Шекспир, Чайковский или хороший фильм, – то ценное, ради чего я делаю свои картины, – сказал Андрей Кончаловский.
Естественно, у него спросили о творческих планах, связанных с культурой Русского Севера.
– Мы говорили о возможностях у вас здесь дальше работать. Может быть. Мы суеверные люди. Когда точно придумаем все, тогда скажем, – сказал он, имея в виду общение с губернатором.
Каких-то подробностей режиссер не добавил. Что ж, поживем – увидим.
Вторая жизньв кинематографе
«Рай» рассказывает о людях, чьи судьбы причудливым образом переплелись в годы Великой Оте-чественной войны. Центральный персонаж – русская княгиня-эмигрантка Ольга. Она оказывается в концлагере за то, что состояла в рядах французского сопротивления и прятала еврейских детей во время оккупации Парижа фашистами. До этого жизнь столкнет ее с французским полицейским-коллаборационистом Жюлем, а затем, уже в лагере, она встретится с офицером СС аристократом Хельмутом, который еще совсем недавно писал ей любовные письма.
Однако по жанру лента Кончаловского, несмотря на эту коллизию, отнюдь не мелодрама. Художественная картина снята режиссером на манер документальной. Им выбрана черно-белая палитра хроники, благодаря которой даже «игровая» часть фильма кажется достоверной, происходящей взаправду. Актеры в роли трех главных персонажей поочередно рассказывают свою историю прямо в камеру, которая на самом деле – высший суд. Они как бы объясняют в кадре свои эмоции и поступки. Впрочем, судить их трудно, поскольку в картине, как мы привыкли, нет плохих и хороших. Здесь добро легко оборачивается злом, и наоборот.
Например, сначала мы видим Жюля (Филипп Дюкен) в кругу семьи: тихое загородное поместье, семейный завтрак, прогулка с сыном по лесу. Жюль предстает перед зрителем как заботливый семьянин, исключительно милый персонаж, очень симпатичный человек. Однако спустя минуту впечатление меняется на противоположное. В своем кабинете этот полицейский не колеблясь отдает приказы пытать людей и добывать информацию. Еще круче показана перемена в восприятии Хельмута (Кристиан Клаусс). Вот он, молодой немец, гордящийся своим дворянским гнездом, вынужденно продает поместье. Мы застаем его в минуты ностальгии на чердаке отчего дома, откуда он достает коробку с игрушечными солдатиками из детства. Затем Хельмут делает широчайший жест души в сторону матушкиных служанок, отдавая им одежду покойной. Но лишь один поворот дверцы платяного шкафа с зеркалом – и мы видим, как Хельмут облачился в новый костюм офицера СС, а в следующее мгновение с безжалостностью машины он отправляет евреев не то в ссылку, не то в лагерь. А ведь он – аристократ, читающий Чехова в оригинале, и вдруг – такое? Впрочем, это еще не главный сюрприз его натуры.
Сложность, неоднозначность человеческого нутра показана и в главной героине. Эксцентричную, живущую потребностями собственных души и тела княгиню Ольгу сыграла супруга режиссера Юлия Высоцкая. Для прямого монолога в камеру ей даже пришлось обрить голову почти наголо. Андрей Кончаловский отметил, что супруге было тяжело пережить такую перемену во внешности. Актриса несколько часов боялась выйти из трейлера и приступить к съемкам. Однако таким путем было достигнуто то особое состояние, необходимое для роли.
Ольгу по ходу развития сюжета легко обвинить в беспринципности, физической нечистоплотности, приспособленчестве. Однако она в финале оказывается способна на тихий подвиг.
– Это мой второй фильм после того, как я начал свою вторую жизнь в кинематографе. А начал я ее тогда, когда приехал к вам, в Кенозеро, и снимал фильм о почтальоне Леше Тряпицыне. «Рай» – нелегкая картина, потому что зрителю придется достаточно много думать. Я не ожидал, что будет такого рода фильм. Когда стал складывать все, то понял, что для меня это абсолютно новый жанр, который, скорее, похож на роман, а не на музыку, как обычно. Работая с жителями Кенозера, я обнаружил, что живой человек, не актер, в кадре достовернее любого актера. Картина «Белые ночи…» развратила меня в смысле правды существования героев. Поэтому сложность в работе над «Раем» заключалась в том, что нужно было добиться, чтобы артисты жили перед камерой, а не играли. Меня также часто спрашивают о теме Холокоста, концентрационных лагерей. Но, вы знаете, фильм получился не об этом. Он о том, что мы очень часто не знаем, где добро и где зло, – отметил Андрей Кончаловский.
В конце декабря стало известно, что картина «Рай» поборется за «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Черно-белые ленты в последнее время у американских киноакадемиков в почете, так что у нее есть все шансы победить.
В российский прокат фильм выйдет 19 января. Что же касается ближайших планов Андрея Кончаловского, то следующей его работой станет картина о Микеланджело. Как сказал режиссер, он намерен продолжить снимать в большом кино непрофессионалов и будет искать людей для съемок на улицах Тосканы.
Мария ГАВРИЛОВА, фото: Кирилл ИОДАС