На вопросы читателей нашей газеты ответил директор департамента образования администрации города Владимир Меженный
Большинство вопросов, поступивших на прямую линию с директором департамента образования Владимиром Меженным, было связано с организацией учебного процесса в школах. Горожане также интересовались предоставлением мест в детсадах и контролем за организацией питания школьников.
Можно ли перейти в другую школу?
Анна:
– Владимир Сергеевич, здравствуйте! В классе, где учится мой сын, есть проблемы с дисциплиной: один плохо управляемый подросток мешает на уроках остальным, все время болтовня на уроках, какие-то мелкие пакости и инциденты. Но сделать ничего невозможно. Родители у него примерно такие же, им все равно. В школе говорят, что отчислить или принять другие меры не могут. Он, как и наши дети, имеет право получать образование. Есть какой-то выход из таких ситуаций?
– Вообще, такие дети есть в каждом классе – их называют гиперактивными, к ним нужен особый подход. Учителям и воспитателям, к сожалению, не всегда удается подобрать к ним ключ, поэтому ребенок начинает сам себя занимать, привлекать к себе внимание других, отвлекая их от основной деятельности. Когда это входит в систему, ребенок становится плохо управляемым. Но в школе вам правильно сказали: перевести ученика в другой класс или школу возможно только по письменному заявлению его родителей (законных представителей). Иначе никак. И отчислить тоже нет никаких оснований. Здесь нужна работа психолога, социального педагога, классного руководителя.
Вам обязательно надо обратиться к администрации школы. В дальнейшем, если возникнет такая необходимость, можете написать письмо в департамент образования (это можно сделать и через сайт www.arhcity.ru) или прийти на личный прием, все рассказать, обсудить. Будут приняты соответствующие меры. Но хочу сразу сказать: в любом случае мы будем работать со всем классом, а не адресно с ребенком. А вообще, подобные конфликтные ситуации у нас хорошо решает центр «Леда». Специалисты центра работают с детьми, с родителями, с учителями, с администрацией школы.
Нина Александровна:
– У меня ребенок ходит в первый класс. В сентябре мы платили за питание в школе 300 рублей. Буквально через месяц плата увеличилась. В связи с чем это произошло? И кто вообще следит за тем, что едят наши дети?
– Ответственность за питание детей несет школа и ее руководитель, но непосредственно самим процессом и ценообразованием занимаются организации, обеспечивающие питание в школе по договору. Естественно, с ними есть договоренность, что суммы должны быть адекватными. Незначительные повышения, как правило, связаны с подорожанием продуктов питания.
– Получается, департамент никак не следит за ценообразованием?
– К сожалению, у нас нет таких полномочий.
– А организовать горячее питание – это обязанность школы?
– Обеспечить возможность горячего завтрака и обеда школа обязана, а родители уже сами решают, будет ли ребенок питаться в образовательном учреждении. Кстати, детей из малоимущих семей кормят бесплатно – за счет городского бюджета горячее питание получают 1800 юных архангелогородцев.
Ольга Владиславовна:
– Владимир Сергеевич, у меня такой вопрос. Племянница с трехлетней дочкой недавно переехала в Архангельск из другого города. Знаю, что с детсадами все сложно: в очередь встают сразу после рождения ребенка и как раз к трем годам место получают. Сможет ли племянница устроить дочку в садик в ближайшее время?
– У нее есть регистрация в Архангельске?
– Да.
– В таком случае проблем не возникнет. Трехлетние дети относятся к льготным категориям, имеющим право на внеочередное устройство в дошкольное учреждение. Детей 2013 года в очереди сегодня нет, всем предоставлены места. Если появляется такой ребенок, то он автоматически устраивается в детский сад.
– А куда можно обратиться?
– Заявления о приеме ребенка в детский сад принимаются в отделе координации предоставления муниципальных и государственных услуг по адресу: Троицкий проспект, дом 64, кабинет № 6. Работает он по будням с 9 до 16 часов, перерыв с 12:30 до 13:30.
При себе нужно иметь паспорт, удостоверяющий личность одного из родителей (законных представителей) и документ, подтверждающий его проживание в Архангельске (в том числе временная регистрация), свидетельство о рождении ребенка.
Наталья:
– Мой ребенок в этом году пошел в школу. К сожалению, не все устраивает, не сложились взаимоотношения в классе. Возможно ли в таких случаях перевестись в другую школу? Сейчас учимся в той, куда приписаны по месту жительства.
– Наталья, может быть, сначала есть смысл поработать со школой и помочь ребенку адаптироваться в классе? Все-таки прошло не так много времени с начала учебы, вполне возможно, что ситуация наладится. Чтобы организовать этот процесс, обратитесь к директору школы или к нам в департамент образования – мы проконсультируем и поможем. Перевестись всегда успеете.
– Хорошо, я подумаю. Но в принципе перевод возможен? И даже не дожидаясь конца года?
– Перевод возможен при наличии свободных мест. Потому что превышение количества учеников в классе – это нарушение. В большинстве случаев школы укомплектованы. Узнать информацию о свободных местах можно у нас в департаменте по телефону 607-312.
Всегда есть возможность апелляции
Марина Владимировна:
– Скажите, вправе ли школа настаивать на том, чтобы родители покупали для обучения рабочие тетради?
– Нет, не вправе. С рабочими тетрадями ситуация следующая. Образовательные организации самостоятельно определяют список учебников и учебных пособий, которые требуются для реализации общеобразовательных программ. Таким правом их наделяет статья 28 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Государственными образовательными стандартами регламентируется лишь норма обеспеченности учебными изданиями – не менее одного учебника в печатной и(или) электронной форме, достаточного для освоения программы на каждого обучающегося по каждому предмету.
Если школа включила рабочие тетради в обязательный перечень, то она должна предоставлять их школьникам бесплатно за счет средств областного бюджета. В ином случае образовательная организация может использовать другие методики и технологии, которые позволяют осваивать предмет без рабочих тетрадей.
Многое зависит от взаимодействия родительского сообщества и руководства школы, которые совместно могут определить и необходимость использования рабочих тетрадей. Педагог может предложить родителям приобрести их в качестве дополнительных учебных материалов, однако выдвигать это в качестве обязательного требования нельзя.
Анна Петровна:
– Владимир Сергеевич, хотела бы задать вопрос по поводу итогового сочинения, которое школьники писали 7 декабря и которое является допуском к ЕГЭ. Интересно, как будут оцениваться эти работы, какие вообще критерии?
– Сначала несколько слов о самом испытании. Школьникам было предложено пять тем на выбор, на одну из которых требовалось написать сочинение-рассуждение. Темы звучали, например, так: «Какой поступок можно назвать бесчестным?», «Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?», «Сила и слабость человека проявляется в признании им своих ошибок»… Рекомендуемый объем – 350 слов. Ребятам нужно было раскрыть выбранную тему, аргументировав ее на основе как минимум одного литературного произведения.
Итоговое сочинение оценивается только на «зачет» или «незачет». Оценку работ производит комиссия, созданная в образовательном учреждении по утвержденным на федеральном уровне критериям: соответствие теме, аргументация и привлечение литературного материала, композиция и логика рассуждения, качество письменной речи, грамотность.
Отрицательный результат, то есть «незачет», является основанием недопуска к аттестации.
– За что можно получить «незачет»? И что делать в таком случае?
– «Незачет» ставится, если в сочинении менее 250 слов. Кроме того, отрицательная оценка по первым двум критериям – соответствие теме и аргументация – автоматически ведет к «незачету» за всю работу в целом. Для тех, кто сочинение не написал либо пропустил его по уважительной причине (например, из-за болезни), в феврале запланирован резервный день.
– А если с оценкой не согласны?
– Всегда есть возможность апелляции.
Лариса:
– Владимир Сергеевич, скажите, ведение в школе электронного журнала, а также дневника – обязанность или право педагога?
– Образовательная организация вправе выбирать формы хранения информации об успеваемости учеников – привычный бумажный дневник либо его электронный вариант. Такое право ей дает федеральный закон об образовании (статья 28). Но здесь речь идет о способе хранения, а не предоставления информации.
Если родители хотят получать информацию об успеваемости ребенка в форме электронного дневника и журнала, школа должна предоставить такую услугу. Это обязательство прописано в распоряжении правительства РФ от 17 декабря 2009 года № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде».
Ирина Николаевна:
– В этом году моя дочка пошла в четвертый класс. Знаю, что теперь четвероклассникам в конце учебного года приходится сдавать своеобразный экзамен – писать Всероссийскую проверочную работу. Какие работы планируются в 2017-м? Повлияет ли это в будущем на аттестат?
– Всероссийские проверочные работы проводятся с 2015 года в рамках создания национальной системы оценки качества образования. Единственное отличие от стандартной контрольной работы в том, что задания специально разрабатываются экспертами Федерального института педагогических измерений и Российской академией образования.
Ученики будут писать их ежегодно. Во-первых, это позволит детям привыкнуть к экзаменам, и в дальнейшем на государственной аттестации они будут испытывать меньший стресс. Во-вторых, подобные проверочные работы помогают оценить уровень реальных знаний школьников, выявить слабые места, чтобы в дальнейшем сделать на них упор в обучении. Всероссийские проверочные работы станут обязательными для всех учеников начальной и основной школы.
В ноябре свои знания по русскому языку уже проверили второклассники и пятиклассники ряда архангельских школ. А с 18 апреля по 18 мая Всероссийские проверочные работы пройдут в четвертых классах по русскому языку, математике и окружающему миру, в пятых классах – по русскому языку, математике, истории, биологии. А ученики выпускных классов впервые напишут всероссийские контрольные работы по пяти предметам, которые не являются обязательными на Едином государственном экзамене: по физике, химии, биологии, географии, истории.
На получение аттестата или сдачу ЕГЭ проверочные работы никак не повлияют.
Наталья СЕНЧУКОВА, фото: Кирилл ИОДАС