Особый дух Севера, способный вдохновлять

Газета, Главная новость, Культура

В Архангельске прошел II Международный кинофестиваль стран Арктики «Arctic open».

Объединить представителей киноискусства северных стран, познакомить с лучшими образцами кинематографа арктического региона, научить зрителя смотреть некоммерческое кино, привлечь интерес к Арктике – такие задачи видят перед собой организаторы фестиваля.

Ставший традиционным кино-смотр уверенно набирает обороты: в этом году жители и гости поморской столицы могли оценить 52 работы из России, Норвегии и Финляндии, Швеции, Исландии и Дании, Канады, США и других стран. Исключительно сложной стала работа жюри, которому предстояло определить победителя в конкурсе полнометражных игровых фильмов, документального кино, а также выделить лучшего мастера короткого метра, кроме того – назвать имена самых выдающихся из числа режиссеров, сценаристов и операторов.

Что объединяет людей севера

В день старта «Arctic open» состоялась пресс-конференция, в ходе которой почетный президент фестиваля Игорь Угольников, отборщик и куратор международной программы Алексей Медведев, а также члены жюри поделились с журналистами архангельских СМИ своим видением киномарафона.

– Фестиваль только делает свои первые серьезные шаги, и, конечно, главная наша задача – чтобы он шел ярко, интересно, и к этому мы будем прилагать все усилия, – начал разговор Игорь Угольников. – Я очень надеюсь, что жюри по достоинству оценит все фильмы, вынесет правильное решение о том, как и кого наградить. Но, думается, не это самое главное, а то внимание к кино, которое уделяется на этом фестивале здесь, в Архангельске, на родине моих предков, и во всей нашей стране. Конечно, в первую очередь мы заботимся о том, чтобы доверие российского зрителя к собственным фильмам все больше росло, но при этом прекрасно понимаем, что без мирового кинематографа это будет невозможно.

У Алексея Аграновича, российского актера, режиссера и продюсера, большой опыт проведения фестивалей, а вот роль председателя жюри полнометражного игрового кино, которая досталась ему на «Arctic open», он примерил на себя впервые. По словам Алексея Михайловича, работа экспертов всего лишь психологический эксперимент на совместимость некоторого количества людей и никакого серьезного практического смысла в определении победителей фестиваля нет.

– То, что действительно интересно лично мне, – в каких отношениях находится современная действительность с географией. Чем северяне отличаются от людей, живущих на юге или в центре. Контекст, среда, природа, традиции, пришедшие издалека и существующие в генотипе людей, – они каким-то образом отражаются на современности и оставляют уникальные следы, – отметил он.

О том, что объединяет северян, говорила и Гунилла Брески, председатель жюри документального кино. Режиссер-документалист приехала в поморскую столицу с Севера Швеции. Кстати, когда-то именно наш город и его жители побудили ее заняться созданием фильмов.

– Архангельск очень много значит для меня, впервые я приехала сюда в 1995 году, провела здесь целую неделю – с коллегами из Швеции, Норвегии, Финляндии мы работали над общим культурным проектом. И та неделя изменила мою жизнь: тогда я была радиожурналистом, а, познакомившись с Россией, решила, что буду делать фильмы. Это было сложное время для вашей страны, но именно дух людей вдохновил меня, – поделилась Гунилла Брески. – Однажды во время пребывания в Архангельске я познакомилась с профессором Давыдовым, который подсказал мне такую формулировку: «дух Севера», и я считаю, что в нас, людях, живущих на Севере, есть этот дух, который может вдохновить или поразить тех, кто приезжает из других регионов.

Участники пресс-конференции также обсудили, какие задачи решает фестиваль «Arctic open» и каким архангельский киносмотр станет в долгосрочной перспективе.

– Было бы правильно, чтобы в дальнейшем все картины, которые будут представлены на фестивале, потом смог увидеть российский зритель. Но я думаю, все же главная задача – это привлечение внимания вообще всего северного сообщества к нашему региону, к Архангельску. Но для этого нам предстоит каждый год наращивать возможности этого фестиваля и приглашать к участию все большее количество различных фильмов, – подчеркнул Игорь Угольников. – Еще одна из наших целей: в России уже действует несколько кинокомиссий, и мы бы очень хотели, чтобы Архангельская область тоже имела свою кинокомиссию. Это в свою очередь позволит не только местным кинематографистам снимать у себя дома кино, а также принимать других кинематографистов, в том числе зарубежных, и оказывать не просто услуги по производству фильмов, но влиять на кинопроцесс в общем.

– У такого фестиваля есть еще две очень важные задачи, – добавил Алексей Агранович. – Первая – это способствовать изменению культурной среды в том месте, где проводится фестиваль, чтобы у людей, которые живут здесь и хотят самореализовываться в киносфере, была возможность это делать, не покидая родные места. И вторая – вообще такого рода события могут в каком-то смысле менять сознание людей и отношение их к себе, к своей территории, тем самым делая ее лучше.

Журналисты также поинтересовались, может ли кино про Север, снятое на национальном колорите, массово привести людей в кинотеатры и составить конкуренцию коммерческим фильмам.

– Не может, у них совершенно разные задачи, – уверил Алексей Агранович. – Может ли бороться сериал с книжкой? Нет. Но я отмечу, что абсолютная неправда, что так называемое авторское кино неинтересно людям. Оно интересно, просто человек находится в других отношениях с такого рода произведениями – он либо идет в кино как на аттракцион в парке отдыха, либо приходит за чем-то важным для себя.

В этом году на «Arctic open» поступило 2327 заявок из 110 стран мира. В программу киносмотра вошли 52 картины, о самых сенсационных из них рассказал отборщик фестиваля Алексей Медведев. Помимо фильма-открытия «Затерянные во льдах», он особо отметил еще несколько работ.

– Дагур Кари, молодой исландский режиссер, снял всего четыре фильма, но эти четыре фильма уже поучаствовали в сотне различных международных кинофестивалей, в том числе в Каннском и Берлинском. И я бы хотел обратить внимание на мини-ретроспективу Дагура Кари «Ной – белая ворона», картину «Доброе сердце» и его последний на сегодняшний день фильм «Гора девственности», – сказал Алексей Медведев. – Лично мой фаворит, которым в августе мы открывали Сахалинский фестиваль, – «Виновный», датская картина режиссера-дебютанта Густава Мёллера. С одной стороны, это жанровый триллер, с другой – кино, абсолютно экспериментальное по форме. Действие происходит в одном помещении, в кадре все время мы видим одного актера – как он разговаривает по телефону. Меж тем ничего более захватывающего и удивительного я, как минимум в этом году, не видел. Этот фильм настоятельно рекомендую к просмотру.

Двое на краю земли

Открылся «Arctic open» в кинокомплексе «Русь». Вместо традиционной красной дорожки актеры, режиссеры, сценаристы проследовали по синему полотну, символизирующему сияние Арктики. Почетных гостей архангельского кино-смотра встречали горожане.

От имени губернатора Игоря
Орлова зрителей и участников фестиваля поприветствовал заместитель председателя правительства Архангельской области Виктор Иконников.

– Фестиваль «Arctic open» – это уникальный, удивительный проект, наверное, потому, что он проводится здесь, в Архангельске, столице Русского Севера. Для нас Арктика – это наша история, наше настоящее, наше будущее, и те проекты, которые тут реализуются, достойны самого высокого внимания. И действительно, популярность фестиваля растет, в разы увеличивается количество заявок, это говорит о том, что проект вызывает большой интерес, – подчеркнул Виктор Михайлович.

С праздником открытия гостей вечера также поздравили Владимир Лойтер, продюсер фестиваля, председатель Архангельского отделения Союза журналистов России, и члены жюри «Arctic open».

– Если честно, я приехал сюда не за тем, чтобы определить лучшего, худшего – это все полная ерунда. Призы важны, конечно же, но не для этого проводится фестиваль. Он проводится для того, чтобы  вы пришли в зал и посмотрели историю про себя, которая оказалась бы для вас дорогой, которая помогла бы вам, может быть, найти ответ на какой-нибудь вопрос, – обратился к зрителям Алексей Агранович. –  Сюда приехали люди, которые неплохо умеют снимать кино, и они – поверьте мне, у экрана тоже  есть глаза – видят ваши глаза, и когда эти глаза встречаются и не отводятся в сторону, а честно смотрят друг на друга – это и есть настоящий кинофестиваль.

Большой зал кинотеатра «Русь» был заполнен до отказа. Не только церемония старта «Arctic open» вызвала такой ажиотаж – зрители с нетерпением ждали показа фильма «Затерянные во льдах», открывающего фестиваль. До этого он был показан лишь в Каннах, мировая премьера картины состоится только в феврале 2019 года.  Жителям и гостям Архангельска выпал уникальный шанс увидеть киноленту первыми в России. Представил фильм куратор международной программы и отборщик фестиваля Алексей Медведев.

– Редко выпадает возможность устроить премьерный показ фильма такого уровня, – отметил он. – Я очень люблю маленькие приятные совпадения, параллели. И когда мне предложили сотрудничать с фестивалем «Arctic open», в тот же день я прочитал новость о том, что на Каннском фестивале состоялась премьера фильма «Арктик» (международное название картины «Затерянные во льдах» – прим. ред.). И я подумал, что это совпадение, маленькая Арктика, которая сверкнула в названии фестиваля и картины, – залог успеха. Плюс ко всему я узнал, что в фильме снимается датчанин Мадс Миккельсен, который является моим любимым актером благодаря его игре в картине Томаса Винтерберга «Охота». Вы наверняка видели его и в «Звездных войнах», и в «Докторе Стрейндже», и в «Джеймсе Бонде» – он снимается и в авторском кино, и в блокбастерах.

Лента «Затерянные во льдах» погружает зрителя в далекий заснеженный мир Арктической пустыни. Там, где дуют беспощадные ледяные ветры, а температура воздуха опускается до -70, где, казалось бы, не место ничему живому, пилот Хаксли терпит крушение самолета. Человек, оставшийся один на один с природой, оказывается беззащитным перед ее жестокостью, героя ждет отчаянная битва за выживание.

Даже шанс на спасение перечеркивает стихия – прибывший на помощь вертолет не смог совершить посадку и разбился. Теперь Хаксли предстоит бороться не только за себя – его спутницей становится раненая девушка-пилот.

В картине практически отсутствует речь – быть может, потому, погружаясь в фильм, так отчетливо слышишь дыхание Арктики, ощущаешь ее суровый дух, а пронизывающий холод буквально чувствуешь на своей коже. И кажется, что немногословные монологи Хаксли будто бы превращаются в диалог со зрителем.  «Все будет хорошо, все будет нормально», – раз за разом обращается он то ли к своей попутчице, то ли к самому себе, ведь надежда – единственное, что может спасти от отчаяния.

Лишь два героя, очутившиеся на краю земли, неменяющиеся пейзажи бескрайних снежных горизонтов – казалось бы, монотонный, иснемногословный фильм держит в напряжении до самого финала.

Итоги кинофестиваля

Главный приз в номинации «Лучший документальный фильм» получила картина «Великий северный путь» (режиссер и продюсер Леонид Круглов, автор сценария Леонид Николаенко, оператор Владимир Филиппов);

«Лучшим короткометражным игровым фильмом» стало «Путешествие в Париж» (режиссер и автор сценария Мария Полякова, продюсер Наталья Савко, оператор Глеб Климов);

Главный приз в номинации «Лучший игровой полнометражный фильм» присужден картине «Виновный», Дания (режиссер Густав Мёллер, сценаристы Гюстав Мёллер и Эмиль Нигард Альбертсен, оператор Джаспер Дж. Спаннинг).

Приз в  номинации «Лучший сценарий игрового полнометражного фильма» присужден режиссеру и сценаристу фильма «Турецкое седло» Юсупу Разыкову;

«Лучшим оператором игрового полнометражного фильма» стала Мария фон Хаусвольф, фильм «Зимние братья»;

Приз в номинации «Лучший режиссер игрового полнометражного фильма» присужден Михаилу Сегалу, фильм «Слоны могут играть в футбол»;

Специальный приз жюри «За умение видеть в малом большое»  присужден фильму «Царь-птица», режиссер Эдуард Новиков; автор сценария Семен Ермолаев; оператор Семен Аманатов.

Диплома «За уникальный актерский дуэт» удостоены Зоя Попова и Степан Петров, фильм «Царь-птица». Дипломом «За стремление к правде» отмечена актриса Мария Скуратова, фильм «Два билета домой».

Приз в номинации «Лучший сценарий документального фильма» присужден Владимиру Марину, фильм «Несейка. Младшая дочь»;

Приз в номинации «Лучший оператор-документалист» достался Даниилу Сальхову, фильм «Сказки о маме»;

Приз в номинации «Лучший режиссер-документалист» присужден Оливеру Гетцлу, фильм «Белые волки – духи Арктики».

Специальным призом «Чистота души» отмечен фильм «Общее дело», режиссер Николай Гиляров; автор сценария и продюсер Александр Каверин; оператор Артур Крашенинников.

Национальный парк «Русская Арктика» отдал свой приз «За честный взгляд на Арктику» картине «Белые волки – духи Арктики».

Приз в номинации «Лучший сценарий игрового короткометражного фильма» присужден Роману Главатских, Сергею Знаменских, фильм «Настоящий сценарий»;

Приз в номинации «Лучший оператор игрового короткометражного фильма» присужден Глебу Климову за «Путешествие в Париж»;

Призом в номинации «Лучший режиссер игрового короткометражного фильма» награжден Инар Нармания, фильм «Меня зовут Махаз».

Спецдипломом жюри «За успешный дебют» отмечен фильм «Половинки», режиссер Байбулат Батуллин; сценарий Байбулат Батуллин, Анна Филатова; оператор Дмитрий Смирнов.

Наталья ЗАХАРОВА,
фото: Иван МАЛЫГИН