Город как совокупность интересов разных людей

Городское хозяйство

На встрече с главными редакторами архангельских СМИ глава города Игорь Годзиш ответил на самые актуальные вопросы

Почти двухчасовой разговор Игоря Годзиша с редакторами неслучайно начался с вопроса о том, как он ощущает себя в роли градоначальника, – совсем недавно, 4 декабря, исполнился год его пребывания на этом посту. Темы на встрече поднимались самые разные. Игорю Викторовичу задавали не только серьезные вопросы про судьбу «Водоканала» и решение транспортных проблем, но и про «разрезание ленточек» и даже про любимые книги.

Об ощущении градоначальника

– На самом деле я не очень понимаю, что значит чувствовать себя градоначальником. На каждом месте ты отвечаешь за тот фронт работы, который тебе достался. И город – это точно такой же «фронт», как и все остальные, на которых удалось в свое время трудиться. Ответственность за дело, за которое взялся, безусловно, почувствовал.

Город в моем понимании – это совокупность интересов людей. И не факт, что они совпадают. Кому-то, условно говоря, хочется, чтобы у его дома была сделана дорога, кто-то считает, что вместо этой дороги надо построить дом, потому что у него нет квартиры. А третий заявляет: да Бог с ним, с этим домом, у меня вода плохая… Все это говорит о том, что городу есть куда совершенствоваться. А в итоге нам нужна такая совокупность интересов, которая удовлетворяла бы всех.

О сокращении чиновников и свободных кабинетах

– В администрации города мы сокращаем 52 штатные единицы. В департаменте городского хозяйства, который в результате реорганизации будет разделен на две отдельные структуры, произойдут внутренние перестановки, не более того. Новых единиц мы там вводить не будем.

Освободятся ли кабинеты? Да, но, скорее всего, не на площади Ленина, 5, а на других территориях, где расположены наши подразделения. Есть идея консолидировать ряд департаментов именно на нашей основной площадке. Кроме того, мы сейчас оборудуем на первом этаже, где вход со стороны Дома книги, еще одно новое помещение – откроем «единое окно» для приема различных документов от горожан.

О перспективах пассажирского транспорта

– Завершены исследования транспортной сети, которые проводил институт из Санкт-Петербурга. Они длились практически всю вторую половину 2016 года. Такой срок связан, в частности, с практическими замерами на территории города. Были установлены видеокамеры, счетчики, которые фиксировали пассажиропоток, то есть шла реальная работа.

Итоги этого и проведенного ранее исследования радикально расходятся. Их уже обсуждали на  заседаниях рабочих групп совместно с Ассоциацией транспортников. Институтом предлагаются жесткие коррективы, которые вызвали неприятие со стороны перевозчиков: неизменными остаются порядка 22 маршрутов из 42 существующих, остальные корректируются. Это предложение института исходит из экономической целесообразности, из того, что есть дублирование маршрутов, – условно говоря, по параллельным улицам едут два автобуса и везут практически одних и тех же пассажиров, а потом мы слышим о том, что низкий пассажиропоток и давайте до 35 рублей повышать тариф.

Результаты исследования – это еще не решение, которое принял город по организации пассажирских перевозок, а документ для обсуждения. Даже если мы посчитаем предложенные изменения целесообразными, их придется вводить поэтапно. Хотя бы с той точки зрения – тут я согласен с перевозчиками, – что люди привыкли. Они годами знают, что есть такой маршрут, и так вот взять и в раз его модернизировать будет неправильно. Все надо обсудить с людьми, и, если они одобрят эту систему, будем вводить ее поэтапно.

О дорожной сети

– Есть намерение следующим этапом исследовать транспортную систему города в целом как, например, это сделала Казань. Потому что решения, связанные, в частности, с въездом в центр города большегрузного транспорта, требуют обоснования и рассмотрения. Логистические центры на въезде в крупные города появились не потому, что торговым сетям очень хотелось их там построить, а потому, что для многих видов транспорта въезд в мегаполисы закрыт. Там никто на 20-тонных машинах не пытается во дворе дома припарковаться к пандусу магазина, не давит при этом бордюры и не разрушает газоны. Нас в будущем ждет та же история, мы должны это рассмотреть.

О финансах

– Поддержку из областного бюджета город получит. У нас сведены цифры, мы видим, какой объем средств на это сегодня заложен. Пока суммы приближаются к 700 миллионам. Единственное, что, к сожалению, не удалось свести все это в отдельную программу развития Архангельска как административного центра. Сегодня часть средств запланирована в рамках областной адресной инвестиционной программы, часть – в других государственных программах.

Но я прекрасно понимаю, что второе чтение бюджета будет ключевым с точки зрения внесения поправок и принятия решений по факту. Мы со своей стороны все, что обещали, сделали. В городском бюджете, подготовленном ко второму чтению, на софинансирование мероприятий предусмотрено 165 миллионов – это и благоустройство, и строительство, и проектирование.

О «Водоканале»и концессии

– Остаются ли у города механизмы воздействия на «Водоканал» в случае его ухода в концессию? Конечно. Полномочия по организации водоснабжения и водоотведения – это муниципалитет, муниципальный контроль никто не отменяет, жилищная инспекция как орган государственного надзора остается. Здесь неважно, МУП это или нет. В Северном округе сети эксплуатирует частная структура. Не без проблем, конечно, мы с вами прекрасно это знаем. Тем не менее работаем с ними, и они нас слышат. Все вопросы решаются.

Что касается выбора концессионера, то я надеюсь, что будет жесткий конкурс. На данном этапе, когда еще никто не заявился, могу только сказать, что интересовались «Росводоканал», «Лидер», несколько частных структур, включая индивидуальных предпринимателей, – не наши, а также израильская компания.

Что такое концессионер сегодня? Это инвестор, который вначале вкладывает средства, а потом какое-то время – в случае с «Водоканалом» это 20–25 лет – он будет соответственно эксплуатировать сети, восполняя свои вложения и зарабатывая деньги.

Есть ли гарантии, что концессионер выполнит обязательства? Концессионеру в определенный срок нужно будет достичь ряда параметров: обеспечение качества воды, уменьшение количества потерь, снижение затрат электроэнергии. Существуют планы ввести ступенчатую систему очистки, то есть доочистку уже непосредственно перед потребителем. Исходя из того что у нас сегодня очень затратные водозабор и очистные, думаю, там тоже пройдет своя модернизация. Сейчас у нас технологии 40-летней давности. Это все на повестке.

При этом сегодня у «Водоканала» утверждена инвестиционная программа. Она не такая глобальная, как в концессии, где предполагается вложить в водопроводное хозяйство пять миллиардов
рублей. Даже если не выйдет к нам никакой игрок на этом рынке, мы все равно продолжим этим заниматься, только уже через механизмы МУПа.

Для начала нужно будет подписать мировое соглашение, реструктуризировать задолженность в полтора миллиарда рублей, которая сегодня накоплена, чтобы не было рисков изъятия средств кредиторами. Мы встречались со всеми кредиторами «Водоканала» – и с банком, и с Архэнергосбытом, и с СЦБК как владельцем очистных сооружений. Переговоры показали их готовность к подписанию мировых соглашений в том случае, если будет понимание источника финансирования возврата этих средств. На первом этапе «Водоканал» должен выплатить 286 миллионов рублей в бюджеты разных уровней, далее на десять лет расписаны все выплаты остальным кредиторам.

О строительстве кольцевого водовода

– Кольцевой водовод у нас сегодня остается незавершенным. Но от этого проекта мы не отказываемся. Просто средств у «Водоканала», чтобы его достроить, физически не было и нет. Сейчас у предприятия остается 20 миллионов рублей в месяц на текущую деятельностью.

В январе ваш покорный слуга занимался тем, что искал бензин и дизель для того, чтобы заправить машины «Водоканала» и отправить их на линию. Вспомните, что тогда было: 700 подпоров по городу, половина этих мест затоплена канализацией, масса аварий… Сейчас остроту проблемы удалось снять, тем не менее – 20 миллионов в месяц, и все. Все остальное уходит судебным приставам и кредиторам. Это не позволяет «Водоканалу» заниматься объектами капстроя и завершить эту работу.

О судьбе городских бань

– Нет, МУП «Горбани» на продажу выставляться не будут. Речь совсем о другом. В свое время в рамках предоставления кредита «Водоканалу» был передан в залог ряд объектов, в том числе четыре, которые находятся в эксплуатации МУП «Горбани». Часть из них закрыта, часть работает. Сегодня банк выставляет их на торги через службу судебных приставов.

Мы встречались с представителями банка, пока у них покупателя нет. Мы как эксплуатировали эти объекты, так и продолжим это делать. Может быть, городу придется заниматься возвратом этого имущества. Но на сегодняшнем этапе входить в проект по выкупу
преждевременно.

О ремонте железнодорожного моста

– Железнодорожный мост – это объект, который находится в ведении сразу двух собственников. РЖД владеет основным активом, а само дорожное покрытие и автомобильные спуски и подъемы принадлежат городу.

Был рассмотрен проект капитального ремонта спуска-подъема, проведено дообследование. Мы загоняли туда 25-тонные машины для проверки на прогиб балок, он в рамках допуска. Нужно провести лишь небольшие ремонтные работы. Мы порадовались, что речь не о сотнях миллионов на капремонт спуска-подъема. Город готов к выполнению этих работ.

РЖД планирует ремонтировать подъемную часть моста. Мы бы хотели синхронизировать два проекта, чтобы не пришлось дважды закрывать мост. Поэтому, скорее всего, сроки ремонта, к которому готовимся мы, будут зависеть от сроков ремонта РЖД.

Было совещание, которое проводил руководитель департамента федерального Минтранса в правительстве области. Тогда представитель РЖД называл ориентировочный срок готовности проектной документации – 2020 год. От результатов обследования опорных конструкций будет зависеть, в течение какого времени мост будет закрыт. Если придется работать с геометрией самих колонн (проще говоря, менять их – прим. ред.), это может занять до полутора лет.

Если РЖД будут уходить со своими ремонтными работами очень далеко по времени, то нам придется делать свою часть ремонта ранее. Конструкции изнашиваются, и со временем им может понадобиться более серьезный ремонт.

О проблемных стройках

– У нас есть недостроенные объекты в Цигломени и на Доковской (социальные дома, брошенные подрядчиками несколько лет назад, – прим. ред.). И если в первом случае процесс остановился на уровне свайного поля, то на Доковской практически готовые дома. Мы в этом году пытались со следственными органами решить проблему по их разблокированию, чтобы продолжить строительство. Оба объекта на сегодняшний день являются доказательствами в следственном процессе, поэтому мы получили официальный отказ. Пока не будут завершены следственные мероприятия, нас туда не допустят. Надеюсь, что в начале следующего года все мероприятия будут закончены и эта собственность вернется городу для дальнейшей работы.

Что касается терминалов у Морского-речного вокзала, то мы разрешим ситуацию в суде. Застройщик три раза обращался к нам за выдачей разрешения на продолжение строительных работ, но получил отказ и теперь пытается добиться этого через суд. Мы в свою очередь настаиваем на сносе этих конструкций на основании решений, принятых прокуратурой. Соответственно, если суд будет на нашей стороне – мы продолжим требовать от застройщика демонтажа и при необходимости будем обращаться в службу судебных приставов, как положено по закону.

Озвучивалась стоимость этих работ – 300 миллионов рублей. Будем биться в суде. Город не намерен без судебного решения ни копейки вкладывать в эту историю.

О благоустройстве

– Содержание зимой части дорог третьей категории и внутриквартальных проездов в накате подразумевает, что будет создан определенный слой снега. А дальше проходит трактор и расчищает. Колейности быть не должно. Эти дороги также будут подсыпаться противоскользящим материалом.

Весной при таянии снега точно так же трактором будет все счищаться. Мы в применении этой технологии не первые, у европейцев тоже дороги содержатся в накате. Абсолютно правильный был комментарий в Интернете – главное, чтобы содержали.

О парках и местах отдыха

– Тополя, которые в этом году убрали в Петровском сквере, были аварийными – они наклонились над проезжей частью. То, что сегодня там рождается, будет современно и красиво. У Красной пристани посадим липы. Будет возвращена и беседка Грина… Все будет.

Занимаемся Ломоносовским парком (на проспекте Обводный канал – прим. ред.), уже ряд спонсоров заявили о готовности участвовать в этом. Может получиться большой и достаточно красивый проект. Причем в департаменте градостроительства рассматривают проектные идеи, предусматривающие даже возвращение фонтанов, – там коммуникации были уже подведены, по крайней мере, на генплане они есть. Когда-то нечто подобное задумывалось, видимо, не хватило времени или средств.

На улице 23-й Гвардейской Дивизии, за кинотеатром «Русь», будем благоустраивать территорию. Тот проект, который мэрия в свое время выпустила, невозможно реализовать в чистом виде из-за того, что земельный участок был потом передан под частную застройку, под торговый центр. Там было 1,2 гектара, осталось чуть меньше гектара, где можно сделать парк. Мы сейчас перерабатываем проект под эту территорию. Это будет место для прогулок: красивые дорожки, скамеечки, чтобы посидеть отдохнуть.

Все проекты парковых зон опубликуем, чтобы дать возможность горожанам их обсудить. Это хорошая практика. В этом мы убедились, обнародовав концепцию развития набережной. Она вызвала такую полемику! Она для этого и была опубликована, чтобы ее обсудили – и горожане, и градостроительное сообщество с профессиональной точки зрения.

О цене чистоты

– Мало денег на благоустройство города выделяется? Если сравнивать с тем, что было в прошлом году, у нас существенный рост по этой статье. Дальше будем смотреть по состоянию бюджета.

Мы работали с общественными советами в округах, и их основные вопросы касались как раз благоустройства – дворовые проезды, прилегающие территории к домам и так далее. Работы планировались на основе того, что предлагалось, и того, что мог позволить себе бюджет. Действительно, 69 процентов бюджета – это социальные статьи, они обязательны к исполнению. По оставшимся средствам мы смотрели, сколько сможем выделить именно на благоустройство.

Следующий момент. Как только прозвучало, что на благоустройство городов выделяется 20 миллиардов федеральных денег, я позвонил одному из наших депутатов в Госдуме. Он сказал, что пока не опубликован механизм выделения этих средств. Я попросил держать этот вопрос на контроле, как только появится какая-то информация, чтобы до города это было сразу доведено. В Госдуме у нас четыре депутата сегодня, достаточно серьезная сила.

Я разговаривал с некоторыми из областных депутатов, сказал о том, что порядка ста миллионов на благоустройство у города есть. По информации на сегодняшний день, эти средства будут выделяться на условиях софинансирования. Я подтвердил готовность Архангельска участвовать в программе софинансирования.

Теперь про лопухи и грязь. Сколько ни смотрю, всегда принято искать виноватых в лице администрации города, управляющих компаний и так далее. На каждый дом по контролеру – нереально. В самом доме живут контролеры. Тем более у нас сегодня очень многие дворовые территории закреплены за жителями. Если почитать жилищное законодательство, именно эти контролеры определяют, какая УК работает, как она работает. В таком симбиозе решать проблему лопухов надо, вместе.

О слоне на набережной

– Недоделанный слон на Красной пристани – это общественная инициатива. Мы надеемся, что конструкция будет достроена. Там по срокам есть ограничения, если они не закончат эту историю, то слона придется убрать. Это не бесконечно.

Об общественных инициативах

– Общественники, ТОСы здорово помогают. Очень много ТСЖ и ТОСов говорят: вот, мы делаем то-то и то-то, нужна помощь. И мы оказываем поддержку. Потому что они сами делают, а если сам житель сколотил и поставил скамейку, она живет дольше. А когда эту скамейку взрослые дядьки приехали и поставили, потом подростки на ней попрыгали – через месяц скамейки нет. Когда своими руками – отношение другое. У нас в городе много активных жителей, и, даже когда они нас критикуют, все равно помогают.

В этом году, готовясь к «Дервишу», город показал возможность консолидации и обеспечения территориального порядка. Самое главное – архангелогородцам было интересно в этом проекте. И творческим людям, и представителям бизнеса. Теперь они предлагают, что можно сделать на следующий год.

Любая идея может получить развитие. Те же мосточки, которые на набережной на пляже лежали. Сначала горожане критиковали, зачем мы их там положили. Но с другой стороны, уже говорят: а давайте к тем площадкам, где ребята играют в пляжный волейбол, сделаем такие же, тогда и девчонки на шпильках наконец-то смогут посмотреть поближе эту игру. Все, что сделано, пригодится.

О родине Снеговика

– Обсуждается проект «Соломбальская слобода», где Снеговик – ключевая фигура. В культурный центр «Соломбала-Арт» городом вложено порядка 28 миллионов муниципальных денег, в том числе в раскрутку и в создание инфраструктуры вокруг Снеговика. На оргкомитете по подготовке к Арктическому форуму я предложил нашим коллегам, чтобы Снеговик поучаствовал в мероприятии в рамках работы на выставках.

Также есть предложение использовать Снеговика в качестве бренда на продуктах, выпущенных в Архангельске. Занимаются этим брендом и специалисты в области туризма.

О переезде в Архангельск

– Если смотреть ретроспективу, по сути, я переехал в Архангельск в 2012 году, потому что домой, в Северодвинск, ездил только спать. Жена все время говорила: ты бы там уже и ночевал, потому что приезжаешь домой ночью и уезжаешь ночью. Теперь сплю в Архангельске – вот вся разница. Купил ли квартиру? Нет, снимаю за 25 тысяч рублей.

О публичности

– У нас в Архангельске проходит очень много мероприятий, и, если каждое посещать, ленточку перерезать, останется не сделанной масса дел. У тебя просто физически не хватит времени. Вот есть, к примеру, 14 часов в день, их невозможно поделить между всеми медийными событиями в городе и нашей внутренней работой.

Разрезание ленточек занимает у меня не более трех-четырех процентов рабочего времени. На многие мероприятия едут заместители, это нормально. В этой части есть некий паритет с точки зрения участия администрации города. На самом деле бывает определенная обида, если администрация города не появилась на том или ином мероприятии. Особенно когда речь идет о ветеранах, мы очень чутко к этому относимся.

Постоянно мелькать на экране и в газетах, я считаю, нет необходимости. Но когда нужно выразить свою позицию по каким-то ключевым вопросам, я всегда готов пообщаться, открыт для диалога с горожанами.

Наталья СЕНЧУКОВА