Несколько месяцев назад в Архангельске появились участники общероссийского движения «Хрюши против»
Кто-то называет их хулиганами, кто-то – борцами за права потребителей. Одни считают, что ребятами движет гражданский долг, другие уверены, что чисто коммерческий интерес. Относиться к ним действительно можно по-разному, но факт остается фактом: «хрюши» объявили войну просроченным продуктам на прилавках магазинов Поморья.
Кто такие «Хрюши»?
Движение «Хрюши против» появилось в России шесть лет назад, инициаторами его создания стали активисты молодежного политического движения «Наши». «Хрюши» проводят регулярные рейды на рынках и в супермаркетах, выявляя нарушения прав потребителей, некачественные и просроченные продукты. До 2016 года активисты движения появлялись в магазинах в больших розовых костюмах свиней, потому что девиз организации: «Если директор магазина относится к нам как к свиньям, то и приходить к нему должны свиньи». Сейчас в костюмы ребята не наряжаются, да и необходимости в этом нет: про «хрюш» знают уже по всей стране, за прошедшие годы активисты в костюмах поросят появились в десятках городов.
В столице Поморья организация начала свою деятельность осенью этого года и уже успела наделать много шума. Руководит движением «Хрюши против» в Архангельске Анна Шуваева.
– Мне как потребителю не нравилось, что в магазинах нам продают гнилые помидоры, испорченные овощи, просроченные продукты, поэтому написала в Москву, в центральную организацию «Хрюши против», собрала команду единомышленников, и уже второго сентября у нас был первый рейд, – рассказала Анна. – На сегодняшний день в нашей организации состоит десять человек.
Чтобы взглянуть на работу ребят и разобраться, какие же мотивы ими движут, мы отправились вместе с «хрюшами» в один из рейдов.
Внешний вид, качество и условия хранения
Выбор пал на магазин «Продукты» на Воскресенской, 15. До последнего нам не сообщали, в какой супермаркет мы идем, дабы избежать утечки информации.
– Магазин мы выбираем, руководствуясь отзывами покупателей, у нас есть телефон горячей линии 8-953-268-84-27 и группа в соцсети «ВКонтакте», – объяснила Алевтина Потапкина, активист движения «Хрюши против» в Архангельске. – Каждую жалобу мы рассматриваем, происходит сбор статистических данных. Мы обязательно проверяем магазины перед рейдами, чтобы удостовериться, что обвинения не голословны.
Оказалось, что торговая точка находится в достаточно просторном подвальном помещении. Встретили нас настороженно, сразу же вызвали службу безопасности. Те оказались ребятами адекватными, из магазина нас не выгоняли, камеру у фотографа не отбирали, да и вообще вели себя прилично, наблюдая за действиями «хрюш» со стороны. Хотя, в общем-то, выгонять нас было не за что, все, что происходило, строго в рамках закона.
– Мы действуем как обычные потребители, каждый может прийти в магазин и сколько ему заблагорассудится по времени искать товар, который ему интересен, – объяснила Алевтина. – Любой покупатель может найти просрочку и указать продавцам на это, попросить убрать с полок испорченный продукт. Даже если при покупке человек не обратил внимания на срок годности, а товар оказался испорченным, можно обратиться в магазин, причем без чека, если есть свидетели, сдать товар и вернуть назад свои деньги. Можно написать жалобу в «Роспотребнадзор», она составляется в электронном виде на сайте организации.
Потихоньку наши тележки заполнялись продуктами. Первым делом сняли с прилавка пирожки, они должны храниться в холодильниках при температуре 4±2 градуса, в этом же магазине пирожки продавались при +15 градусах, лежа на обычных полках. Следом за ними в тележку полетела партия просроченных конфет, помятые жестяные банки и другая продукция, условия хранения, внешний вид и качество которой вызывали у «ревизоров» вопросы.
– Я сняла с полок конфеты, порядка десяти упаковок, партия просрочена, это недосмотр продавцов, – объясняет Алевтина. – Нашли жестяные банки, они хоть и нормальные по сроку годности, но помятые, внутренний защитный слой нарушен, а значит, уже идет окисление. Последствия употребления этого продукта могут быть самыми печальными. Выкладывая товар на полку, продавцы должны следить за наличием дефектов, вмятин. У меня возникли большие вопросы к весовым конфетам: они высыпаются в «неродную» коробку, поэтому мы не знаем, хорошие ли они, а предоставить какую-либо информацию о данном продукте продавцы не могут.
Рейд длится около трех часов. Задача, скажу вам, у ребят не из легких: необходимо обойти весь магазин, осмотреть каждый товар. «За покупками» в магазин «Продукты» мы сходили, наполнив четыре тележки. На замороженных блинах и фаршированных перцах, а также весовых конфетах в магазине не оказалось этикеток со сроками годности. Хлебобулочные изделия неправильно хранились, а сливочное масло, карамель, шоколадные конфеты, фундук, соленые огурцы оказались просроченными. Также в тележки попали гнилые овощи.
Радует, что просрочки среди такого изобилия немного, большая часть – товары, хранившиеся с нарушением температурных норм. После того как на прилавках остались лишь продукты, к которым нет претензий, «хрюши» вызвали руководство и попросили нарушить целостность упаковки собранных ими товаров, чтобы быть на сто процентов уверенными, что товары не вернутся обратно на полки магазина. Хотя заставить продавцов утилизировать продукты «хрюши», конечно, не имеют права.
Руководство магазина поначалу согласилось нарушить упаковку, но, как только увидело масштабы потерь, пошло на попятную. «Хрюшам» пришлось принять крайние меры: пробить на кассе несколько продуктов с истекшим сроком годности. После этого все согласились, что товарам из тележек действительно не место на прилавках.
– Нас встретили достаточно лояльно, шли навстречу, предоставляли документацию на продукты, но так бывает не всегда, к нам часто относятся враждебно, наверное, потому что еще не привыкли к нам, – считает Алевтина.
Забота о незащищенных слоях населения
Каждый свой поход в магазин «Хрюши» сопровождают видеосъемкой, ролики своих рейдов ребята выкладывают в Интернет. Именно на количестве просмотров этих роликов общественная организация зарабатывает средства. Про московских «хрюш» действительно можно сказать, что они зарабатывают, их ролики со стычками с продавцами и охранниками набирают сотни тысяч просмотров. Архангельским «хрюшам» до такого интереса со стороны горожан далеко, тем более что их рейды проходят относительно спокойно и особым «экшеном» не отличаются.
– Неспокойно бывает в крупных городах, потому что поток продуктов там гораздо значительнее, у нас же больше сетевых магазинов, за просрочкой следят сетевые организации, все это отслеживают люди в офисах, – объяснила Алевтина. – Но просрочки все равно много, мы собираем по несколько тележек товаров, для небольших магазинов это много. Я зарабатываю свои деньги нелегким трудом и хочу тратить их на свежие, качественные продукты. При этом продавцы тоже получают заработную плату, хотя порой халатно относятся к своим обязанностям. В большей степени мы беспокоимся о незащищенных слоях населения, о том, что они будут страдать. Да, действительно, каждый потребитель должен сам смотреть за сроком годности, но как же дети, пожилые люди, те, кто плохо видит? Мы стараемся для них. Кроме того, есть человеческий фактор, когда люди идут уставшие с работы, с учебы, кладут товары в корзину не глядя, приходят домой, съедают, а продукт оказывается испорченным.
Анна СИЛИНА,фото: Кирилл ИОДАС