Спустя 70 лет награда – орден Великой Отечественной войны – нашла солдата.
Война поломала миллионы человеческих судеб. И до сих пор подкидывает неожиданные сюрпризы, раскрывая свои темные стороны. Благодаря поисковым движениям, общероссийским сайтам отыскиваются все новые и новые эпизоды боевой славы наших героических земляков.
Архангелогородец Михаил Шевчук разыскал документы о награждении своего деда Ивана Вирка высокой боевой наградой. Причем всегда считалось, что дед был рядовым военным, ничем геройским не отличался и на передовую особо не лез, был ездовым в полковом обозе – по-крайней мере, так он о себе рассказывал. А что с фронта пришел весь израненный, так война есть война… А оказалось, дед был героем-пулеметчиком. Впрочем, обо всем по порядку.
– Когда появился всероссийский сайт «Подвиг народа», где опубликованы данные о награждении героев Великой Отечественной
войны, я стал его просматривать, – рассказывает Михаил Шевчук. – И совершенно случайно наткнулся на запись о награде на моего деда. Надо сказать, что фамилия у него была редкая – звали его Иван Яковлевич Вирк. Людей с такой фамилией на сайте всего было четверо по стране. А тут смотрю, совпадает фамилия, год и место призыва, но полных данных там еще не было. Сайт же заполнялся информацией постепенно, в течение нескольких лет. И вот только к маю этого года на сайте появилась подробная надпись в разделе наград. А уже когда там был опубликован полный пакет документов по награде – наградной лист, приказ о награждении орденом Отечественной войны 1 степени, я понял, что это действительно награда моего деда.
На основании данных сайта Михаил собрал необходимые документы и отправил их в наградной архив Минобороны ВС РФ в Москву. Таков порядок – только архив Минобороны принимает решение о вручении наград: если участник войны жив, то ему вручают медаль или орден, если в живых остались только родственники, то орденскую книжку. Из Минобороны пришел положительный ответ, и орденскую книжку вдове героя вручили в архангельском военкомате.
– Бабушке сегодня уже 88 лет, ей, конечно же, очень приятно было получить орденскую книжку на своего супруга, узнать, что его боевые заслуги не остались незамеченными. Наш дедушка же очень скромный был, – вспоминает Михаил. – Он никогда не говорил о том, что он герой, кавалер ордена. С
войны пришел инвалидом, у него после ранения одна нога не сгибалась и была короче другой. Мои родители говорили, что он был ездовым на фронте, так он сам рассказывал. Он, дескать, и в довоенное время за лошадьми ухаживал, и на фронте. Но когда мы подняли наградные листы, для всех стало сюрпризом – дед, оказывается, был пулеметчиком, был призван в 43-м году и в 44-м в составе 1-го Украинского фронта участвовал в самых кровопролитных боях: за освобождение Украины, Польши, в боях на Висле, где наши войска несли огромные потери. За девять месяцев был четырежды ранен. Последнее ранение в ногу в январе 45-го было очень тяжелым, 13 месяцев он провел в госпитале и вышел оттуда инвалидом. Домой его привезли в 1946 году с сопровождающим, потому что сам он передвигался плохо. И потом еще несколько лет из ноги выходили осколки, рана не заживала. И о своих подвигах он никому никогда не рассказывал. Вообще о войне говорить не любил. На все наши расспросы отвечал односложно: «На войне было страшно».
Почему же награда так долго не могла найти героя? Банальная история, характерная для того времени. Ивана Вирка приставил к награде госпиталь в 46-м году. А к тому времени как наградные документы пришли в госпиталь, его уже оттуда выписали и демобилизовали. Хотя, казалось бы, уже послевоенное время наступило и было известно место призыва, где дед и жил еще много лет после
войны. Призывался Иван Вирк, кстати, из Архангельска, дом его находился там, где сейчас стоит школа «Ксения». Ровно 70 лет понадобилось награде, чтобы наконец-то дойти до своего героя.
Но и это еще не все зигзаги судьбы солдата Вирка. Самое интересное, что за период войны на него даже успела прийти похоронка. Представляете, что пришлось пережить родственникам! В апреле 44-го Иван Вирк был ранен, но его посчитали погибшим. И успели отправить родным сообщение о смерти. Правда, потом разобрались и внесли поправки – на документах видно, что на похоронке стоит отметка «жив». Причем в архивах своей части Вирк до сих пор числится погибшим. Такая вот необычная военная судьба…
– Я, конечно, очень благодарен активистам «Поискового движения России», что есть такие сайты, как «Подвиг народа», «Мемориал», где люди имеют возможность найти своих родственников – участников войны, – говорит Михаил Шевчук. – Ведь десятки тысяч наград еще не вручены, причем высоких наград. 70 лет прошло, как война кончилась, а сколько безымянных героев еще лежит в земле, и судьба их неизвестна. Зайдите на поисковые сайты – возможно, там есть фамилия и вашего деда. Если каждый из нас приложит усилия по розыску своих воевавших дедов, прадедов, родственников, может быть, неизвестных солдат станет меньше, а заслуженные награды дойдут до нужного адреса. Пусть через 70, 80, даже сто лет – главное, чтобы мы помнили.
Софья ЦАРЕВА