Северные узоры отличает особая геометричность

Люди и события

Народный мастер России Галина Полякова сохраняет традиции лоскутного шитья.

Когда попадаешь в небольшое помещение Ломоносовского ДК на втором этаже, становится ясно, что именно здесь можно найти мастериц на все руки: вдоль стен теснятся швейные машинки, тут и там развешаны лоскутные покрывала, разложены кусочки ткани, ножницы и катушки с нитками.

Любителей лоскутного шитья в нашем городе объединила Галина Полякова, руководитель клуба «Ляпачок». Столь необычное название произошло от старинного слова «ляпачок» – кусочек ткани, обрезок.579-50

– Клуб «Ляпачок» – это мое детище, я создала его в 2000-м году, – рассказала Галина Ефимовна. –  В тот год мне удалось побывать в Иванове на фестивале «Лоскутная мозаика России», я посетила клубы лоскутного шитья, которых в нашем городе в те годы не было, и загорелась идеей объединить мастериц лоскутного шитья в Архангельске.

Мастерицы клуба «Ляпачок» – рукодельницы с большим опытом, поэтому в команду к себе принимают только тех, кто лоскутным шитьем увлекается всерьез. Но новичков Галина Ефимовна тоже обучает – в семейном клубе «Рукодельница» азы лоскутного шитья желающие постигают практически с нуля.

– «Рукодельница» – это подразделение клуба «Ляпачок», заниматься сюда приходят женщины, которые побывали на наших выставках, где-то услышали про нас, заинтересовались и решили попробовать себя в этом творчестве, – рассказала Галина Полякова. – Тех, у кого дела идут успешно, мы приглашаем уже в «Ляпачок».

Благодаря стараниям Галины Ефимовны клуб «Ляпачок» хорошо знают в городе, коллектив участвует в ярмарках и конкурсах областного, российского и даже международного уровня. Три года назад «Ляпачок» получил звание народного коллектива.

Сама Галина Ефимовна рукоделием увлекается с раннего детства. С традиционным народным творчеством познакомилась еще ребенком, ее мама и старшие сестры и шили, и вязали, и вышивали – всеми доступными способами старались украсить нехитрый интерьер их жилища. Особенно запомнились Галине Ефимовне лоскутные одеяла, которые шила мама.

579-51– Моя старшая сестра работала в швейной мастерской, я еще малышкой прибегала к ней на работу, чтобы собрать лоскуточки, и, довольная, бежала домой шить куклам наряды, – вспоминает рукодельница. – В 15 лет сестра пыталась и меня пристроить на работу в мастерскую, но так как я была еще подростком, брать меня не хотели, пришлось устроиться обычным курьером. А в 16 лет я все-таки пришла к директору швейной мастерской, сказала, что хочу научиться шить, и попросила отправить меня на учебу.

И девушку отправили, причем не куда-нибудь, а в Московский технологический институт на девятимесячные подготовительные курсы, после которых девушку зачислили на первый курс швейного отделения института. Отучившись пять лет в Москве, Галина Ефимовна отправилась за мужем-военным в Калининград, но спустя пару лет их обоих потянуло на родину в Архангельск.

– Когда мы вернулись в Архангельск, я работала в «Швейбыте», а потом перешла в школу №27, поближе к детям, у меня их на тот момент было уже трое, стала работать учителем труда, – рассказала она. –  Тогда-то я и заинтересовалась лоскутным шитьем, тем более это было связано с моей специальностью – «инженер-технолог» швейного производства. Мы с коллегами попросили народного мастера Ирину Васильевну Антипину из школы народных ремесел провести несколько мастер-классов. Она обучила основам, а дальше я стала развиваться сама, посещала выставки наших северных лоскутниц, побывала в Каргополе, в Иванове, объединила женщин, которые занимаются лоскутным шитьем.

Школе № 27 Галина Ефимовна посвятила 28 лет, она перестала преподавать буквально несколько месяцев назад. Как сама признается, захотелось больше времени уделять любимому делу.

– Ушла из школы, потому что хочется больше заниматься творчеством, школа есть школа, там определенная программа, а здесь я свободный художник, – рассказала она.579-52

Помимо лоскутного шитья Галина Ефимовна владеет еще многими ремеслами: орнаментальным вязанием, вязанием крючком, северной вышивкой (мережка, белая строчка, тарлата, тамбурный шов и другие), может смастерить северную куклу.

– Лоскутное шитье поначалу может показаться сложным, но, когда набираешься опыта, это затягивает, это как магия, – призналась она. –  Закончишь одну работу, и уже сразу хочется сделать что-то еще, изменить, добавить. Мы стараемся поддерживать нашу северную культуру, используем северные узоры – их отличает строгая геометричность, ведь раньше лоскутным шитьем занимались от бедности, собирали кусочки ткани, квадратики, треугольники. Лоскутные одеяла шили, когда выдавали замуж дочерей – на счастье. Но вообще техника лоскутного шитья была у каждого народа. Вот, например, работа с узором по схеме «Колодец» – американцы сказали бы, что это их традиционный узор, мы считаем, что наш, а еще есть отсылки к Древнему Египту, в таких лоскутных пеленочках Египтяне хоронили кошек: в мире все переплетается.

Галина Ефимовна имеет звание народного мастера России, кроме того, в прошлом году она победила в городском конкурсе «Женщина года» в номинации «Хранительница северных традиций». Галина Ефимовна – человек, тонко чувствующий красоту нашего края, она не просто сохраняет северные традиции, но и передает накопленный опыт следующим поколениям, в планах у нее – обучать основам лоскутного шитья юных мастериц.

Ирина ПАВЛОВСКАЯ, фото: Кирилл ИОДАС